ШРИ ЛАЛИТЕШВАРИ



« Взывайте к Божественной Матери, пойте Её имена, слушайте повествования о Её святых и вдохновляйтесь к величайшему достижению. Она наша Прекрасная, Играющая, Возлюбленная Матерь. Она обеспечивает плоды всех действий. Поклоняйтесь Ей всем вашим сердцем.»

Сатьянанда Сарасвати

«Неисчеслимое количество раз целую
сияющие стопы Возлюбленной Матери!»

Деваяни



ОМ ШРИ МАТРЕ НАМАХа





       Первая возвышенная идея, первый архетип утверждённый в человеческом сознании- Великая Богиня Мать. Недаром риши древности провозглашали: «Вначале Мать, затем - Бог».
       В одном из своих лучших стихов, Ади Шанкарачарйя утверждает, что Великая Мать не является Божеством (Богом), ибо Она – Источник всего существуещего, в то числе и того, что мы называем Богом или Истиной, то есть, Она – основа самой концепции Божественности. Одним из прекраснейших выражений этого безначального архетипа, этой вездесущей Истины, является Шри Лалита Трипурасундари, поклонение Которой наиболее широко распространено в Южной Индии (штаты Тамилнаду, Андхра Прадеш, Керала), а также среди высших мистиков, чья обитель - священные Гималаи. Имя Лалита буквально означает «Погружённая в Игру, Воспринимающая Себя через Игру». Её Забава ничто иное, как Творение, Поддержание, Разрушение, Конечное растворение и Благословение вселенной ( эти пять Божественных функций описаны в ряде Имён несравненного гимна «Шри Лалита Сахасранама»). Однако, сокровенная природа Деви превосходит всё вышеуказанное. Есть и другие переводы Имени Лалита - «Грациозная», «Возлюбленная». Ещё одно значение имени «Лалита» связано со словом «лалат», что является одним из обозначений агья чакры-третьего глаза. То есть, Лалита – Богиня, пробуждающая третий глаз. Чрезвычайно популярна среди поклонников Великой Матери рецитация знаменитых «Лалита Сахасранамы» и «Лалита Тришати», а также почитание верного знака Шри Деви- Шри Янтры (Она же Шри Чакра). Великая мантра Богини- Панчадашакшари несёт в себе мощные просветляющие энергии, посвящение в Панчадашакшари соединяет Вас с мистическим, внутренним планом Бытия. Ещё одна сокровенная мантра Лалиты, которую принято считать сахраняемой в тайне- Шодаши (Шестнадцатислоговая) мантра. Говорят, что для совершающих регулярное поклонение Шри Чакре с использованием вышеуказанных мантр и гимнов, нет ничего недостижимого. Текстом Шри Лалиты, преобразующим всю вашу жизнь, является «Саундарья Лахари» Ади Шанкарачарьи. Наш первый Наставник- Свамиджи Самарпанананда Сарасвати однажды рассказал следующее. В период его молодости, долгое время его единственной и постоянной практикой было ежедневное чтение «Саундарья Лахари», и вот, в одну прекрасную полночь, когда он уединённо медитировал на шмашане, пред ним предстала Божественная Леди, внешностью напоминающая ему облик Той, Которую он визуализировал, читая «Саундарья Лахари». Она начала давать ему ответы на все вопросы духовной жизни, которые накопились у Свамиджи за годы практики. Причём, Она то говорила по английски, то передавала Божественное Знание на уровне вибраций. Когда Она повернулась и ушла, у Свамиджи не осталось ни одного неразрешённого вопроса, всё открылось ему. Свамиджи убеджён, что Сама Богиня явилась ему, привлечённая постоянным чтением «Саундарья Лахари». Прекрасная иллюстрация к разговору о величии этой поэмы!
       Если Дургаджи и Кали выражают аспект мощи Богини (Кали также является символом Всепоглощающего Времени), Шри Лалита представляет Собой аспект Красоты Вечной Неопредилимой Истины. Красоты, которая неограничена формой и внешностью. Это та красота, которую прозревший видит как пронизывающий всё Бытие, всеобъединяющий Принцип. Неудивительно, что облик Лалиты описывается исключительно прекрасным, а поклонение Ей часто бывает весьма утончённым. Развёрнутое описание инкарнации Шри Лалиты Деви и всего, что связано с этой вдохновляющей формой, даёт «Брахманда Пурана» в части называемой «Лалитопакхйана». Деви являет Себя в середине сияющего диска, взошедшего над жертвенником из пламени Чистого Сознания. Высшая Истина предстаёт в инкарнации Высшей красоты для утверждения гармонии и праведности в проявленном мире. Шри Лалита Сахасранама описывает Деви, Чей облик всегда чарующе прекрасен. В Ней лучезарность тысячи восходящих солнц и магическая прохлада тысячи полных лун. Она держит в руках лук из сахарного тростника, представляющий ум. Внешняя поверхность сахарного тростника жестка, но внутри он сладок. Посредством ума мы воспринимаем приятные и неприятные вещи. В уме и уверенность, и сомнения. Но, чтобы познать подлинный вкус ума (природу ума), нам следует обратиться вовнутрь. Итак, помимо лука в нижней левой руке, Шри Деви держит пять цветочных стрел, анкушу (стрекало) и петлю (паша). Пять цветочных стрел в нижней правой руке Шри Деви означают пять тонких элементов. Веданта соотносит пять тонких элементов с пятью чувствами, а именно: зрение, вкус, запах, осязание и звук. Пять чувств изображаются пятью стрелами, посылаемыми луком-умом. Чем больше изгибается лук, тем быстрее летят стрелы. Однако, лук в руке Шри Лалиты не слишком изогнут, и стрелы не наложены на тетиву. Таким образом, Деви дарует нашему уму умиротворённость и возвышенность. Другое значение символики цветочных стрел: Шри Деви проявляет Себя в Игре, и даже оружие Её игриво. Петля, которую Шри Деви держит в левой верхней руке, представляет всесвязывающую природу Любви, но может означать и узы привязанности, которые находятся под контролем Деви. В Её верхней правой руке сияет анкуш- стрекало, которым Шри Деви направляет нас в нашей духовной жизни. Анкуш может также символизировать гнев. Богиня – Высшая Гуру, преподающая науку духовной алхимии. Гнев и прочие негативные качества посредством сей алхимии трансформируются в Свет и Любовь.
       Выдающиеся Мастера прошлого и настоящего времён, говорили о Шри Янтре, неразрывно связанной с поклонением Лалите, как о наивысшем и наиболее точном выражении Божественности. Всякая янтра является геометрическим образом и обителью энергий Божества, которому она посвящается. Шри Янтра, состоящая из пяти направленных вниз и четырёх направленных вверх треугольников, составляющих в итоге узор из 43-х треугольников, имеет глубочайшую символику, которая прочитывается на многих и многих уровнях. Центром, исходной точкой всей Шри Чакры является Бинду, называемая Сарванандачакра- Сфера Всего Блаженства. В 9-м стихе « Саундарья Лахари» Ади Шанкарачарья описывает Деви, которая разворачивает Свою Божественную Игру, восседая в Бинду. Является изначальной точкой всего, Началом и Концом. Мы не будем в данной статье останавливаться подробно на этой символике, скажем лишь то, что Шри Янтра представляет собой все формы и образы Божественного, макрокосм и микрокосм, всетворящую Гармонию сакрального единства женских и мужских энергий. Таким образом, поклоняясь Шри Янтре вы поклоняетесь Истине, в какой бы форме или же Бесформенности Она бы не была проявленна. Шри Чакра используется для постоянного поклонения либо в виде янтры (диаграмма, выгравированная на пластине), либо в виде Меру- трёхмерной рельефной формы из хрусталя или благородного металла. Время вернуться к описанию Шри Деви предложенному «Шри Лалита Сахасранамой».
       Она- Камешвари, Госпожа Желания, восседающая на коленях Шивы-Камешвары. Она Лебёдушка в озере ума Муни – провидцев. Просветлённые риши прошлого подобрали ряд стихотворных строчек, рекомендуемых для медитации перед началом чтения «Шри Лалита Сахасранамы». В начале этих строк, также как и в начале гимна- прославления Шри Бала Трипурасундари, Возлюбленная Маа описывается в несравненных поэтических образах и предстаёт перед нами украшенной алым сиянием, подобным цвету наступающей зари. Этот образ несёт в себе глубокую символику. Ночь на исходе, и первым переходным цветом от тьмы к свету является вечная, как дыхание жизни, алость зари. Таким же образом, на переходе от тривиального сознания к озарённому, просветлённому восприятию жизни является алое сияние Шри Лалиты Трипурасундари. Если учесть, что алый цвет –один из оттенков красного цвета, вспомним, что красный цвет бесспорный символ жизни и энергии жизни.
       Вышеописанная четырёхрукая форма Шри Деви является Её плотной (грубой) формой. Тонкой формой Шри Деви, как утверждает 32-й стих «Саундарья Лахари», является сакральная вибрация Панчадашакшари, а тончайшая форма Шри Деви- Камакала, Истечение Премы (Высшей Любви), Треугольник Любви, Единение Шивы и Шакти, Слияние видимого и Незримого, Сокровищница Любви и Любовного взаимопритяжения. Но существует точка, в которой неуместны рассуждения и о наитончайшей форме. Ряд имён «Шри Лалита Сахасранамы» указывает на запредельность, трансцендентность, безатрибутность и неопределимость Шри Деви.Фактически, Шри Деви за пределами и этих Имён, они лишь намёки-указатели, что, конечно же, не принижает Величия и Могущества «Шри Лалита Сахасранамы». По поводу запредельности Шри Деви, такие исполины Духа как Шри Рамакришна Парамахамса и Шри Шиванандаджи Парамахамса неоднократно говорили: Шакти и Брахман (Абсолют) – одно и то же. Говоря о гимнах, посвящённых Шри Лалите Махатрипурасундари, нельзя не упомянуть Деви Кхадгамаламала Стотру и Шри Лалита Панчаратнам. Кхадгамаламала Стотра, прославляющая Шри Янтру и её Божества (аспекты Шри Деви) имеет настолько мощный эфект, что чтение её, занимающее от силы полчаса, приравнивается к многочасовой глубокой медитации. Шри Лалита Панчаратнам исполнена Красоты, изящества, свежих утренних энергий, поэтичности и грациозности, подобных качествам Той, Которой посвящена стотра. Особенно глубоко могут это почувствовать, читающие Шри Лалита Панчаратнам в ранний утренний час. Некоторые садхаки не решаются читать Панчадашакшари, не имея посвящения. Но они могут смело читать также мощнейшие универсальные мантры Деви: «Ом Шри Матре намаха» и «Ом Аим Хрим Шрим Шри Лалита Трипурасундари Шри Падукам пуджаями намаха».
       Согласно «Шри Лалита Сахасранаме», Шри Лалита Деви воплощает в Себе все мантры, является душой всех Тантр и Янтр. Она, Божественная Женщина, конечно же, любит цветы, особенно чампака, ашока и джапа пушпа (Гибискус). Она вдохновляет поэзию, танцы, музыку и другие искусства. В описании Шри Деви прекрасно сливаются простое для восприятия и самое утончённое, имеющее форму и Бесформенное. Это делается для того, чтобы помочь преданнным путешествовать в направлении Подлинной Природы Шри Деви, осознавании того, что Она не ограничена ничем, даже Адвайтой. Хотелось бы сказать несколько слов об Обители Шри Лалиты. После того, как Шри Деви сокрушила могучего демона Бхандасуру (символ тонких проявлений эго), божественный зодчий Вишвакарма построил для Неё град на вершине горы Меру, называемой Шри Пура или Шри Нагара. Это Престольный Град, подобающий Высшей Владычице Богов, людей и всего живого. Описанию Шри Пуры посвящён ряд страниц «Брахманда Пураны» и других писаний. Деви царящая в Шри Пуре известна как Раджараджешвари, Царица Царей, Всевладычная Управительница всего проявленного и непроявленного. Но существует иная обитель, которую Шри Деви сотворила Сама для Себя в экстазе Своей Игры. Это- Океан Нектара, посреди которого сияет алмазный остров. На острове находится особняк из чинтамани- драгоценных камней, дарующих исполнение всех желаний. Вокруг особняка сад из райских деревьев нипа, вдоль острова тянется тенистая алея из деревьев калпа, также исполняющих желания. Посреди особняка ложе, опорами которого являются Брахма, Вишну, Рудра и Ишвара. Подстилкой на ложе Шри Деви служит Парашива (В некоторых текстах- Садашива). И вот, на этом ложе, на коленях Своего мужского проявления- Шивы Камешвары воседает Шри Деви, возвышающаяся над всеми элементами и таттвами. Примечательно, что Парашива – Абсолют, реализация Которого является высшей целью жизни, в данной символике располагается ниже сокровенной трансцендентной четы- Камешвари и Камешвары.
       Мы с вами говорили о том, что в своей первой обители, Шри Пуре Деви известна как Всевладычная Царица Царей, фактически, Шри Пура это весь макрокосм, пронизанный Шри Деви. Океан Нектара, Обитель Деви, сотворённая Ей Самой- за пределом макрокосма. Преданные высшего уровня знают Шри Деви скорее не как Царицу Царей, но как Чиданандалахари- Наводнение Сознания и Блаженства. Она открылась им как Божественная Мать и одновременно, как Божественный Отец. В этой ипостаси благословения Её таковы, что Она дарует реализацию Единства нас, Её детей с этим Высшим Принципом Мать/Отец. Её особняк из чинтамани, на самом деле «чинта»- ум + «мани» - драгоценность. Конечное восприятие Матери присходит в драгоценности (пробуждённости) ума (сердца). Сад вокруг особняка это внутренний мир. Когда мы обретаем даршан Деви в сердце, внутренний мир предстаёт Райским Садом.
       Мы попытались проследить узоры Божественных Игр, но на самом глубоком уровне нет никакой разницы между двумя Обителями Шри Деви, и сколько бы мы о них не писали, но наилюбимейшей Её Обителью есть и остаётся наше сердце. Шри Шанкарачарья говорит, что хотя многие стремятся обрести освобождение, войдя в Особый Мир своего Ишта Деваты, лучше всего воспринимать то место, где мы живём как Обитель Шри Лалиты. Есть ли место в творении, где нет Её, где Она не являет Свои Игры?
       Достижение обители Шри Деви, созерцание Её формы, осознавание Её во всём, растворение в Её Реальности лишь вопрос времени, и даже – не вопрос времени. Но прямо сейчас давайте поверим, что всё вышеописанное не является для нас недостижимым уровнем сознания, и давайте, настроим себя на этот уровень, как музыкант настривает любимый инструмент.

Вишванатх.


На главную